меню
корзина
0

Свадебные традиции осетин

Свадебные традиции осетин

Осетинские свадебные традиции претерпели за многовековую историю множество изменений, но сохранили национальный колорит и последовательность всех этапов свадебного обряда. Начинается все со сватовства – уважаемые члены семьи жениха просят главу семьи невесты отдать ее в жены своему родственнику, но, как правило, во время первой встречи (осет. минœвœрттœ) не принято открыто отвечать согласием. Сватов обычно засылают трижды, после чего назначается день сговора (осет. фидыд).

Во время сговора стороны обсуждают подробности предстоящей свадьбы - договариваются о дате, количестве приглашенных и т.д., после чего начинается традиционное застолье с тремя осетинскими пирогами, шеей и головой жертвенного животного, история которого насчитывает не одну сотню лет. При сговоре также принято передавать определенную сумму денег в дом невесты - подкрепление устной договоренности материальным, а из дома невесты в дом жениха отправляются три осетинских пирога, три ребра и арака.

В давние времена предкам осетин приходилось ждать долгое время между сватовством и свадьбой, в которое жениху предстояло заработать деньги на калым (осет. ирœд), а семья невесты в это время собирала приданое. Именно из-за традиции платить калым, которая в наши дни изжила себя, и появился обычай кражи невесты.

Согласно другому традиционному свадебному ритуалу – тайному визиту  (осет. сусœгцыд), жених с несколькими близкими друзьями должен до свадьбы тайно явиться в дом невесты для вручения ей обручального кольца. Регистрация брака у современных осетин чаще всего происходит сразу после сговора или в день свадьбы, которая устраивается и в доме жениха, и в доме невесты.

Свиту жениха (осет. чындзхœсджытœ) составляют его молодые родственники, дружка (осет. œмдзуарджын), шафер (осет. къухылхœцœг) и названная мать (осет. кœнгœмад), которые вместе со старшими представителями семейства отправляются за невестой. Возле дома невесты их встречает свадебный кортеж с тремя традиционными осетинскими пирогами. После молитвы старшие представители семьи жениха приглашаются за главный стол, а молодые идут знакомиться с невестой. Названная мать жениха преподносит невесте подарки и золотые украшения, после чего всех гостей ожидает праздничное застолье.

Дальше подружки невесты с разрешения старших готовят ее к выходу - облачают в свадебный наряд, затем к ней приглашаются шафер и дружка, которые возносят молитву и под руку выводят невесту к свите жениха, а ее мать посыпает дорогу перед ней сахаром, символизирующим сладкое замужество. По дороге свадебный кортеж с невестой и женихом обязательно заезжает в святое место для вознесения молитвы.

В доме жениха невеста вначале подходит к старшим, которые произносят молитву, после чего ей дают подержать ребенка-мальчика, символизирующего наследника и продолжателя рода. Порог своего нового дома невеста непременно должна переступить правой ногой и трижды поклониться.

Еще одним свадебным ритуалом является обряд снятия фаты (осет. хызисын), который предки осетин совершали лишь на второй день свадьбы. Молодой парень снимает фату с головы невесты специальным флажком, привезенным из ее дома, перед этим он произносит ритуальные слова и трижды проводит флажком над ее головой. После свадьбы флажок хранится в доме, являя собой символ принятия невесты в семью. Когда фата снята, и все могут лицезреть лицо невесты, она угощает родственниц жениха и его маму медом, а та – ее, обряд символизирует хорошие взаимоотношения между ними. После свадьбы родители жениха и невесты приглашают друг друга в гости поочередно, а уже после формальностей они могут являться друг к другу в гости без приглашения.

В давние времени осетинские свадьбы могли длиться дни или недели, а новая невестка не могла разговаривать в присутствии родителей жениха, пока не получала от них на это официального разрешения в виде подарка. В некоторых семьях этот обычай жив до сих пор. Еще одним отличием является застольное поведение – предки осетин воздерживались за столом, а молодым и вовсе было запрещено употреблять алкогольные напитки, главными развлечениями были песни и танцы, сегодня все немного иначе.

Осетины, пожалуй, одни из самых ярких представителей среди других народов, чтящих свои традиции с таким трепетом. И расстояние для соблюдения национальных обычаев не помеха - в сети московских пекарен «Асса» вы можете заказать необходимые для проведения традиционных ритуалов осетинские пироги, которые ни в чем не уступают пирогам, приготовленным на осетинской земле, ведь их выпекают искусные осетинские пекари с использованием только настоящего осетинского сыра, поставляемого из Осетии.

Телефон
Пароль
Войти Забыли пароль