Правила поведения предков осетин и их обычаи
Обычай - единственная сила, способная объединить людей, тогда как всё, что подвластно рассудку, их разъединяет. © Анатоль Франс
Узнав обычаи народа, можно познать сам народ. Как люди поступали в разных ситуациях, во что или в кого верили, как вели себя в обществе? На эти вопросы нам могут дать ответы знания об их обычаях и культуре поведения.
Общественная жизнь осетин всегда выставлялась напоказ – люди знали о подвигах и прегрешениях друг друга, гласность и открытость царили во всем. Самой высокой честью для осетина являлась посмертная песня, рассказывающая о его заслугах, а самым большим позором – песня, повествующая о прегрешениях.
Для осетин честь и долг всегда были превыше всего, а смерть была предпочтительнее позора. Высоко ценились героизм и умение жертвовать своими интересами ради других, нередко приходилось жертвовать жизнью. Смерть осетины с презрением высмеивали в песнях, при этом бессмысленный риск был предметом насмешек, ценился только оправданный благородный героизм. Ведь умереть легко – легче, чем исполнить свой долг перед родиной. В мужчинах особенно ценно было умение правильно держать себя – владеть собой, управлять своими чувствами, быть терпеливым и вежливым. Глупостью считалось браться за оружие без необходимости, постыдным - проливать кровь слабого и нападать на безоружного.
Неотъемлемой частью жизни любого осетина было творчество – музыка, песни и стихосложение, повсеместно властвовавшее в культуре народа на протяжении многих веков. Через стихи, песни и танцы под музыку они передавали потомкам историю о своей жизни, героях, подвигах и культуре, поэтому уже с детства осетина начинали учить петь, танцевать, играть на арфе и красиво говорить. А также правильно вести себя, знать свою родословную и поддерживать своим поведением честь предков.
Кровная месть также являлась частью культуры осетин – фамилия мстила за смерть своего сородича не только убийце, но и всему его роду, иногда кровопролитие продолжалось несколько поколений, а иногда – до полного истребления рода, но чаще всего народу удавалось примирить кровных врагов. Практиковалось даже усыновление матерью убитого убийцы для заключения мира, так, согласно обычаю, в некоторых осетинских обществах убийца должен был губами коснуться груди матери убитого для примирения, а его семья в свою очередь должна была войти в дом убитого на коленях, таким образом, признавая вину своего сородича.
Убийство человека у предков осетин считалось самым большим грехом, но месть между фамилиями не распространялась на женщин, которые могли спокойно находиться среди врагов, не опасаясь за свою жизнь. Почтительное отношение к женщинам было святым долгом для каждого осетина, а обидчик женщины навеки покрывал свое имя позором. В их присутствии не разрешалось повышать голос и применять оружие, иногда присутствие женщины могло спасти жизнь – при ее появлении должна была прекратиться даже самая ожесточенная схватка. Осетинки никогда не были обделены вниманием – они всегда могли рассчитывать на помощь и внимание со стороны мужчин, которые всегда приветствовали их стоя.
В случае споров, ссор или преступлений судейский вердикт у осетин выносили несколько уважаемых человек, избранных народом, чьи решения исполнялись без обсуждения. Особое почитание сейчас и тогда выказывалось старшим, опыт, знания и советы которых ценились и ценятся очень высоко. Молодые люди обязаны были стоять в присутствии старейшин и молча слушать, не вступая в разговор без приглашения. Во время разговоров старших младшие узнавали о подвигах предков, военных событиях, поступках своих соотечественников и получали наставления и оценку своему поведению.
Осетины высоко чтили и застольные обычаи – правила поведения, 3 традиционных осетинских пирога, 3 ребра жертвенного животного и т.д., о чем также можно узнать, прочитав статью «Осетинское застолье» в разделе «Медиа» на сайте компании «Асса».