меню
корзина
0

Осетинское застолье

Осетины сумели сохранить в почти неизменном состоянии традиции и обычаи своих древних предков. Осетинский застольный этикет является одним из самых ярких элементов народной этнической культуры.

Традиционное застолье никогда не было для осетин только местом для принятия пищи и питья. Общее застолье за которым порой собирается до 1 тыс. человек тесно связано с их верой, укладом жизни и общественными нормами. Для того, кто впервые сталкивается с осетинским застольным этикетом, наличие многих неписанных правил и ограничений, которых в Осетии-Алании до сих пор придерживаются за официальным столом, может показаться непривычно-странным и излишне-строгим. Но для осетин эти нормы – часть их бытия и мировозрения, часть его духовно-нравственного Скифо-Сармато-Аланского наследия.

Попробуем описать как происходит традиционное осетинское застолье:

Сначала на стол ставятся солонки с солью. Затем на стол, возле старшего застолья ставится широкая тарелка с очищенной и сваренной головой и шейной частью жертвенного животного (бычка или барана). Если застолье делается по хорошему поводу, то шея животного должна лежать на тарелке слева от головы. На поминках – наоборот.

После этого на стол опять же возле старшего застолья ставятся традиционные три осетинских пирога (положенные один на другой) и разные напитки. Потом на стол ставятся тарелки со отваренной говядиной или бараниной. Сверху на три пирога кладут правую плечевую часть жертвенного животного, поджаренные на огне три правых ребра и шампур с шашлыком из кусочков печени, лёгких и сердца жертвенного животного, которые обычно заворачивают в жировую плёнку.

Когда стол накрыт, об этом оповещают главного распорядителя. Он же в свою очередь приглашает гостей за стол, начиная с заранее назначенного старшего стола (тамады). Причём это место занимает не просто старший по возрасту, но самый уважаемый, мудрый и красноречивый. От старшего застолья зависит порядок за столом, соблюдение норм и традиций, веселье.

Старший застолья должен сидеть с того конца, который дальше от входа в помещение и желательно по левую руку которого находился бы Восток. Вслед за старшим по обе стороны длинного стола рассаживаются все по старшинству.

Женщины обычно не сидели за мужским столом. Им накрывали отдельный стол, где также соблюдался застольный этикет.

Перед началом трапезы кто-нибудь из сидящих чуть ниже от старшего раздвигает три пирога так, чтобы сверху было видно, что пирога именно три. При этом верхний пирог сдвигают влево от старшего. Затем кто-нибудь из младших должен наполнить бокалы трёх старших (начиная с первого старшего).

Старший застолья встаёт с чащей осетинского пива в правой руке и плечевой частью жертвенного животного — в левой руке. Вслед за ним встают остальные. В правой руке у второго старшего (т.е. располагающегося справа от первого) бокал, а в левой — три ребра. У третьего старшего (стоит слева от первого) в правой руке бокал, в левой шампур с шашлыком. Застолье начинается.

Старший застолья громко возносит молитву Богу и всем святым. После этого один из младших должен символически откусить или отломить от края верхнего пирога и взять из рук старшего чашу с пивом и плечевую часть жертвенного животного (т.е. вкусить пищу первым должен самый младший застолья).

После того, как старший застолья освятил молитвой три пирога, кто-то из младших сдвигает пироги к центру и разрезает их на восемь частей. При этом он ни в коем случае не должен вращать тарелку с пирогами!

После этого старший застолья вновь произносит вкратце молитву за Бога и чокается сперва со вторым, а потом с третьим старшим и выпивает. Далее все по очереди произносят более короткие молитвы с повторением основного смысла молитвы старшего.

Только после первого бокала можно начинать трапезу.

Вторая молитва за осетинским праздничным столом всегда произносится за Святого покровителя Осетии-Алании, мужчин, путников и воинов – Уастырджи (Уасгерги), т.е. Святого Георгия.

Третья молитва старшим произносит за тот повод, по которому собралось застолье.

В старину, праздники продолжались довольно долго, иногда по нескольку дней кряду, и за столом произносилось много молитв и тостов. Но при этом считалось большим позором напиваться допьяна. А позор для осетин был хуже смерти.

У осетин существует не менее 72 тостов, однако это не означает, что на каждом застолье выпивается это количество.

Последний тост присутствующие произносят тост за Святого Фандагсар Уастырджи (Уасгерги) и просят его покровительства. Высказывают свои добрые пожелания всем приехавшим издалека. После этого тоста садиться за стол не принято.

Застолье считается законченным, все благодарят хозяев за теплый приём.

Основные правила осетинского застолья:

Телефон
Пароль
Войти Забыли пароль