Осетинские дзуары
Словом «дзуар» в Осетии называют небожителей и святых, у него также есть и другое значение – святилище, место поклонения небесным покровителям. Местами поклонения в Осетии выступают рощи, ущелья, пещеры, горы, старинные постройки, дольмены и даже камни, где осетины проводят обряды жертвоприношения в дар богам. Святилища обычно делятся на общие, ущельные, общинные и семейные.
В пантеоне осетинских богов нартского эпоса наиболее почитаемы 7 дзуаров – Уастырджи, Уацилла, Курдалагон, Донбеттыр, Фалвара, Галагон и Афсати, с которыми нарты поддерживали дружеские отношения и всегда приглашали их на самые значимые события и пиршества. Близкие отношения с этими дзуарами у нартов сложились из-за оказываемой им поддержки – именно эти 7 дзуаров в любых вопросах всегда вставали на сторону нартов.
Каждый дзуар является защитником осетинской земли и покровителем осетинских родов, кроме этого, как и в других мифологиях, каждый из дзуаров обладает особой сверхсилой и может покровительствовать стихиям или природе, например, Уацилла – покровитель грома и молний, а Афсати – покровительница диких животных. Согласно легендам, 7 дзуаров часто сходили на землю в различных обликах – человеческих и животных, также могли все вместе снизойти в одном образе яркой светящейся птицы. По мнению предков осетин, именно от дзуаров зависели урожай, скот, погода и мир на осетинской земле.